• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

2023-12-25 12:05:35 · Культура

Золотой век Юрия Григоровича в Ясногорске

Золотой век Юрия Григоровича в Ясногорске
Фото: Ясногорский художественно-краеведческий музей

В Ясногорском центре культуры и досуга состоялось торжественное открытие выставки Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина «Золотой век Юрия Григоровича», посвященной выдающемуся советскому и российскому хореографу, известному во всем мире.

Перед началом официальной части ясногорцы и гости города познакомились с представленными на стендах цифровыми копиями уникальных фотографий Юрия Григоровича за работой, кадров из его балетов, эскизов костюмов и декораций. Погружение в мир искусства балета проходило под звуки пьесы Камиля Сен-Санса "Лебедь" из сюиты “Карнавал животных" в исполнении преподавателей Ясногорской детской школы искусств им. М.П. Мусоргского Елены Папановой и Елены Шавыкиной.

Органичным дополнением экспозиции стала книжная выставка "Балет - вечное искусство красоты", подготовленная Ясногорской центрельной библиотекой им. В.В. Вересаева.

Собравшихся приветствовали министр культуры Тульской области Татьяна Рыбкина и глава администрации МО Ясногорский район Владимир Мухин.

Исполняющая обязанности директора Ясногорского районного художественно-краеведческого музея Татьяна Вотинцева представила выставку и познакомила участников мероприятия с интересными фактами биографии Юрия Григоровича. Иллюстрацией к рассказу стала аудиозапись фрагмента интервью с Юрием Николаевичем, в котором мастер сумел коротко и, в то же время, удивительно точно раскрыть собственное понимание творчества и смысла жизни человека, посвятившего себя служению искусству.

Юрий Николаевич Григорович сделал балет Большого театра таким же узнаваемым символом нашей страны, каким был первый полет Юрия Гагарина в космос.

Подобно Мариусу Петипа, создавшему свою империю балета в веке девятнадцатом, Юрий Григорович сохранил и преумножил наследие своего великого предшественника и передал поколениям третьего тысячелетия свои гениальные спектакли «Легенда о любви», «Спартак», «Ангара», «Золотой век», «Ромео и Джульетта», «Иван Грозный» и «Щелкунчик», а также оригинальные авторские версии балетов «Лебединое озеро», «Раймонда», «Баядерка», «Жизель», «Спящая красавица». Каждый из нас, даже тот, кто не имеет никакого представления о балете, слышал про эти спектакли.

Юрий Григорович родился 2 января 1927 года в Ленинграде. Его мама Клавдия Альфредовна (в девичестве - Розай) была из балетной семьи и сама училась в балетной школе. Но ради счастливой семейной жизни ей пришлось отказаться от карьеры балерины.  

Отец Клавдии Альфредовны Торквато Альфредо Фортунато Розай родился во Флоренции в семье цирковых артистов. Своим детям он прививал любовь к искусству. Кроме дочери, у него был сын Георгий Розай, который стал известным танцовщиком Императорского Мариинского театра и выступал в «Русских балетах» Сергея Дягилева. 

Когда Юрию Григоровичу исполнилось 8 лет, мама отвела его в Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия русского балета имени Агриппины Яковлевны Вагановой). Учеба была прервана войной. В 1946 году Юрий окончил училище и был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова (ныне – Мариинский театр). Уже в юности Юрий начал сочинять танцы.

Он хотел быть не только артистом, но и творцом. Выкраивая время между напряжёнными репетиций балет «Аистёнок» был поставлены в Ленинградском Доме культуры имени А. М. Горького, где он работал с детьми. Сразу стало ясно, что родился новый талантливый балетмейстер. 

На сцене театра имени С. М. Кирова первой полностью самостоятельной работой Юрия Николаевича стал «Каменный цветок» (1957), балет Сергея Прокофьева по мотивам сказов Бажова. «Каменный цветок» имел большой успех.  

В театре в Ленинграде далеко не все одобряли искания молодого балетмейстера. В 1964 году Юрий Николаевич стал главным балетмейстером Большого театра, и на этом посту находился долгие тридцать лет. Он переделал почти все классические балеты в репертуаре театра, а также создал восемь собственных в сотрудничестве с художником Симоном Вирсаладзе. И теперь, спустя полвека со времени премьеры «Каменного цветка», «Щелкунчика», «Спартака», они по-прежнему пользуются большой популярностью и любимы зрителями.  

В 1968 году после премьеры балета «Спартак» в постановке Юрия Григоровича его автор, композитор Арам Хачатурян, подарил Григоровичу партитуру с надписью: «Гениальному балетмейстеру с плохим характером». За каждый такт и за каждую сцену между Юрием Николаевичем и Хачатуряном шел бой. Но предыдущие две 2 версии «Спартака» давно забыты, а на постановку Юрия Григоровича уже больше полувека не достать билетов.   

После ухода Григоровича из Большого театра в 1995 году наступил новый этап его творческой деятельности. В 1996-ом году он начал сотрудничество с Краснодарским театром балета, а затем стал его художественным руководителем. Артисты под руководством Григоровича вышли на международный уровень и объездили весь мир. 

Несмотря на солидный возраст, Юрий Григорович по-прежнему активно продолжает своё дело. Полный энергии и трудолюбия, волевой и упорный человек, он не может усидеть на месте. Жизнь всё так же ему интересна, он с огромным удовольствием работает и общается с молодыми людьми.

В одном из интервью Григорович поделился секретом своего творческого долголетия: "Жизнь – она и есть жизнь. В «Щелкунчике», «Лебедином озере», «Спящей красавице», «Жизели» с наступлением утра брезжит надежда. Не всегда можно вернуть утраченное, а точнее, и вовсе нельзя. Но что-то подобное просветлению или раскаянию на героев нисходит. 

Свою жизнь я запомнил как одну нескончаемую работу, полную любви и радости. Сегодня я особенно стремлюсь фиксироваться на том позитивном, что жизнь мне дала. А всё дурное, мелкое, случайное, что путалось под ногами, надо стирать и не тащить за собой в вечность”.

Выставка «Золотой век Юрия Григоровича» проходит в рамках регионального проекта "Музейная зима в Туле", который стартовал в регионе 12 декабря по поручению Губернатора Алексея Дюмина. Экспозиция будет доступна для посещения в ЯЦК и Д с 25 декабря по 29 февраля с 9:00 до 18:00.

Источник: Ясногорский художественно-краеведческий музей

Вход свободный.

0+