• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

2023-12-02 13:00:50 · Образование

В России появилась новая стипендия для аспирантов

В России появилась новая стипендия для аспирантов
Фото: ИА "Регион 71"

Подписан указ о новой стипендии президента Российской Федерации "для аспирантов и адъюнктов, проводящих научные исследования в рамках реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации".


"Решение по учреждению новой стипендии для аспирантов подтверждает, что поддержка ученых и российская наука в целом сегодня в приоритете у государства.

Мера позволит усилить приток молодежи в науку и поощрит активных исследователей", - отметил вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Об этом пишут: Мария Агранович,Юрий Медведев "Российская газета" (https://rg.ru/2023/11/28/aspiranturu-ocenili.html).

Стипендию в размере 75 тыс. рублей ежемесячно будут получать около 2 тыс. аспирантов и адъюнктов. Назначаться она будет на срок от одного года до четырех лет. Правительство сейчас готовит все необходимые документы.

Как показали исследования Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, аспирантура сейчас становится привлекательной, число защит диссертаций растет, абсолютное большинство выпускников намерены работать в России.

В 2022 году на обучение в аспирантуру были приняты 45,1 тыс. человек (в 1,6 раза больше, чем в 2021 году) - это максимальная величина за последние 10 лет. Самый больной вопрос аспирантуры - малое число защит. В 2022 году 12,9% выпускников защитили диссертации в период подготовки. Это больше, чем в предыдущие пять лет, однако до максимального уровня 2011 года, когда защищался почти каждый третий аспирант (30%), пока далеко.

Почему, поступив в аспирантуру, молодые люди не доводят свое обучение до диссертации? Главная причина - финансы. Около 70% заявили, что вынуждены искать дополнительный заработок, совмещая обучение с работой.

О различных сугубо организационных проблемах на этапе предзащиты или защиты заявили более половины опрошенных. Треть не защитивших диссертацию испытывали сложности во взаимодействии с научными руководителями (34%), среди которых у многих нет серьезных стимулов в полной мере заниматься аспирантами, поскольку формально учитываемая нагрузка не соответствует реальным затратам времени и сил.